Краткое содержание: Буддисты считают, что пока человек не узнает природу своего собственного ума, он будет перерождаться. То, каким будет его следующее воплощение, зависит от преобладавшего мешающего чувства в прожитой жизни.

   Двойственное восприятие
   Шесть сфер существования
   Мир людей


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
  


Сансара и нирвана – два важных понятия в буддизме. Сансара означает несвободное, обусловленное состояние ума, Нирвана – освобожденное. Можно было бы предположить, что речь идет о двух разных местах или мирах, на самом же деле различается только образ восприятия. Время и место могут быть при этом одними и теми же.
 
 
 
"Я томлюсь в аду"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




Быть непросветленным означает воспринимать себя как существующего отдельно от других и действовать на основе этого разделения. В этом состоянии двойственности человек пребывает с безначальных времен. Причиной такого восприятия, по мнению буддистов, является базовое неведение: ум функционирует как глаз, который способен видеть все снаружи, но не видит себя самого. Из-за этого неведения возникает разделение на «меня» и «тебя», на «внутри» и «снаружи», «здесь» и «там». Как следствие появляется желание владеть теми вещами, которые мы воспринимаем отдельными от себя. Так рождается привязанность. Вместе с этим возникает нежелание иметь все, что нам неприятно - так возникает гнев и отвращение. Далее, из привязанности возникает жадность, из отвращения – ревность, а из неведения – гордость. Воздействие этих пяти мешающих эмоций побуждает нас думать, говорить и совершать соответствующие этим эмоциям действия. С результатами действий мы встречаемся позже, на основе закона причины и следствия (кармы), а наши привычки приводят к тому, что мы снова и снова действуем, мотивируемые мешающими эмоциями. Так мы бесконечно пребываем в сансаре и не можем выбраться из обусловленных субъективных ощущений и образа мыслей.

   
 



 
Боги (вверху) "Я крут, у меня все отлично, жизнь прекрасна … но что потом?"

Полубоги (вверху справа) "Мы тоже круты, но эти наверху едят наши фрукты. Дерево-то наше!!! Мы должны бороться!"

Люди (вверху справа) "Я хочу то, это и ещё, кажется, вот это".


Животные (справа внизу) "Мне все время нужно добывать пищу и постоянно быть начеку".

Голодные духи (внизу слева) "Мне никогда не достается! Я все время голодный!"

Сферы адов (внизу) "Я против всех и все против меня!"


 
 
Буддисты говорят, что в зависимости от преобладающей мешающей эмоции, после смерти, мы перерождаемся в одном из шести миров:


1. Гордость ведет к перерождению в мире богов. Они чувствуют себя очень хорошо, живут очень долго и у них всего лишь одна проблема: непостоянство. Их приятное состояние проходит, когда, в конце концов, исчерпана хорошая карма.


2. Ревность приводит к перерождению в мире полубогов. У них тоже довольно приятное существование, но они завидуют тому, что имеют боги, и поэтому постоянно пытаются отвоевать их богатства и находятся в состоянии вражды.


3. Желание приводит к перерождению в мире людей. У людей смешанная карма. Они переживают страдание рождения, болезни, старости и смерти, но в зависимости от кармы имеют в разном объеме избыток и сочувствие.


4. Глупость, безразличие и неведение ведут к перерождению в сфере животных. Животные поедают других животных или поедаются ими.


5. Зависть ведет к перерождению в мире голодных духов. Эти существа невыразимо страдают. Они воспринимают себя с огромным животом и настолько тонкой шеей, что невозможно ничего проглотить.


6. И, наконец, гнев приводит к перерождению в мире паранойи или адских существ. Эти существа страдают еще сильнее. Они ощущают, что горят или замерзают заживо, и это длится беспрерывно.
        
 

Эти шесть миров (сфер существования) можно найти и в нашем человеческом мире. Например, мир богов можно увидеть на виллах богатых людей, а мир паранойи – в психиатрической лечебнице. Однако же сферы существования не стоит воспринимать как метафоры – после смерти они проявляются в уме в зависимости от преобладавшей мешающей эмоции. Ни один из шести миров не обладает более сильной реальностью, чем другие, они все – проекции существ, переживающих общую карму. Таким же образом, мир людей и мир животных представляют собой своего рода общий сон, настолько же реальный или нереальный, как и миры паранойи или богов для существ, которые там находятся.


Сфера людей больше всего подходит для того, чтобы идти по пути Будды и достичь Просветления. Это обусловлено тем, что боги и полубоги чувствуют себя слишком хорошо, чтобы захотеть что-то изменить, а животные, голодные духи и существа адов слишком сильно страдают, чтобы быть в состоянии чему-либо учиться и развиваться. Таким образом, в сансаре мы находимся в круговороте существования, как сказал Будда. Колесо поворачивается один раз вверх, один раз вниз. Мы чувствуем себя то лучше, то хуже. Мы «пойманы» в сансаре. Все состояния переживаются очень реально, хотя, согласно буддийскому учению, они нереальны. Наша проблема состоит в том, что мы воспринимаем все реально существующим – хватаемся за это или отталкиваем. Буддийский путь показывает, как узнать истинную природу ума и освободиться из сансары.

       
 

Material:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Querlinks:
    Карма - причина и следствие   
Сансара и нирвана   
Перерождение   


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную