|
||||||||||||
2. Праджняпарамита: поучения о мудрости, ступенчатый путь от понимания к опыту и осуществлению. 3. Абхидхарма: поучения о возникновении всех вещей, например, составляющих нашей личности (пять скоплений, санскр. Скандх). 4. Мадхъямака: Великий срединный путь, окончательный взгляд, изложенный индийским мастером Нагарджуной, основателем этой школы, и его последователями 5. Прамана: учение о познании, или теория восприятия. Понимание процессов восприятия является ключом ко всем остальным областям знания. Понятие «прамана» дословно означает «свежее, неискусственное осознавание». В тибетском языке ему соответствует термин «цема», что означает «верное познание». Под этим понимается состояние ума, свободное от каких бы то ни было ошибок относительно воспринимаемого объекта. Теория познания исследует отношения между воспринимаемым объектом и воспринимающим субъектом. Переживающий и переживаемое всегда взаимосвязаны. До тех пор пока этот вопрос не будет детально исследован, мы неизбежно будем приписывать независимое существование как субъекту, так и объекту. |
Вначале дается определение объекта восприятия: объектом является то, что познает ум. Это определение подразумевает, что не может быть никакого внешнего мира, существующего независимо от переживающего его ума, потому что об этом мире никто бы не знал. Далее объекты подразделяются на реальные и нереальные объекты восприятия. Реальные объекты восприятия – это всегда конкретные феномены, выполняющие определенную функцию. Воспринимать эти конкретные феномены здесь и теперь означает быть свободным от заблуждений. Нереальные объекты восприятия – это несуществующие вещи, которые, однако, кажутся очевидными, т.е. всевозможные абстракции и мысленные образы, которые не выполняют никакой конкретной функции. Этим несуществующим объектам ошибочным образом приписывается реальное существование. Пример – часто цитируемое в буддизме выражение «рога зайца». |
|||
Здесь различают сознание и осознавание: Сознание – состояние ума, направленного на объект. Это подразумевает разделение на субъект и объект. Сознавать нечто есть ограниченная функция, так как, помимо данного объекта, все остальное исключено. Осознавание – это сам переживающий, который познает в процессе восприятия. Ум обладает способностью знать, не будучи вынужденным ограничиваться сознаванием какого-то одного предмета. О том, что состоялся акт переживания, мы можем судить по тому, что возможно воспоминание об этом переживании. |
|||
Неконцептуальное познавание может быть верным либо ошибочным. Верное неконцептуальное познавание всегда имеет конкретный объект восприятия, с которым возможно непосредственное взаимодействие. Напротив, ошибочное неконцептуальное познавание переживает иллюзорный объект, с которым невозможно непосредственное взаимодействие. Верное неконцептуальное познавание может осуществляться как достигшим реализации человеком, так и обычным существом. Это ясное, непосредственное восприятие имеет два аспекта: Непосредственность восприятия означает, что объект переживается неконцептуально и конкретно, благодаря чему переживающий устанавливает непосредственную связь с ним. Нечто, доселе неизвестное, познается заново. Ясность восприятия означает, что акт познания свободен от ошибок и иллюзий, например, что не имела место ошибка соответствующего органа чувств. Сочетание обоих аспектов – свежести и безошибочности восприятия – дает истинное, аутентичное познание Будды. Но уже на пути к состоянию Будды мы можем освободить свое восприятие от двойственности и благодаря этому обрести особые способности. Осознавание распространяется все шире, пока не станет всезнанием Будды. Концептуальное познавание также подразделяется на два вида в зависимости от того, правильно ли состояние ума осмысливает свой объект. В первом случае имеет место верное умозаключение, во втором – неверное умозаключение. В первом случае применение логики будет успешным, так как мы понимаем соответствующие взаимосвязи и можем достичь взаимодействия с конкретным объектом. Во втором – наша логика будет ошибочна, и взаимодействия с объектом не происходит. |
Материал: | ||
Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)
Скачать другие темы |
||
Связанные темы: | ||
5 Скоплений (Скандх)
12 звеньев взаимозависимого происхождения Насколько реальна реальность? Срединный Путь Тематический план |
||
© 2003 Buddhistischer Verlag | Контакты | Webmaster | на главную |