Краткое содержание: Четыре благородные истины объясняют основу, путь и цель на всех трех уровнях буддийских поучений.

 
- из материалов урока
(содержится в PDF-фале)




 
   Все обусловленное есть страдание
   У страдания есть причина
   У страдания есть конец
   Есть путь к прекращению страданий

   Скачать этот текст в PDF
       (вместе с материалами урока
)

  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


Четыре Благородные Истины - первое, чему стал учить Будда через семь недель после своего Просветления. Эти истины объясняют основу, путь и цель и встречаются на всех уровнях поучений.

Реализовав Просветление, Будда постиг абсолютную и относительную истину всех явлений.
Он увидел, что на относительном уровне счастье у всех существ постоянно сменяется страданием. Несмотря на общее для всех стремление обрести и удерживать состояние постоянной радости, этого не удается никому. Одновременно с абсолютного уровня он видел, что всем существам присуща природа Будды - вневременные просветленные качества собственного ума. Он выразил это так: «они все являются Буддами, только не знают об этом». Неведение заставляет всех существ переживать страдание, хотя природой их ума является вневременная высшая радость.

В последующих объяснениях Будда показал все ступени опыта, от ограниченности обычного восприятия мира до Освобождения и Просветления.
 
 



- из материалов урока
(содержится в PDF-фале)





Первая благородная истина:

1. Все обусловленное есть страдание.


На абсолютном уровне бесстрашная непоколебимость, радость и любовь являются спонтанным выражением ума, свободного от ограничений. Это опыт Будды и возможный опыт всех существ («Природа Будды»). По сравнению с ним даже самое большое обусловленное счастье – ограничено и пронизано страданием, так как подвержено изменениям; оно является преходящим и не вечно.

Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности (см. также тему «Три вида страдания»).

1. Старость, болезнь и смерть: Если мы отождествляемся с телом, тогда реальными становятся старость, болезнь и смерть и возникает страдание.

2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к  обусловленному счастью.

3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда покрыт завесами, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме.
   
 

Вторая благородная истина:

2. У страдания есть причина.


По словам Будды, причиной страданий является неведение - неспособность ума непосредственно видеть свою просветленную природу. Это происходит потому, что ум функционирует как глаз: он воспринимает только то, что «снаружи», но не видит себя самого. Таким образом, любое переживание сопровождается чувством разделенности (двойственности) и противопоставлением всему внешнему.

Ум (осознавание), который переживает все явления, осознает себя как «Я» (субъект). Все переживаемое им воспринимается как «ты» или «другое». Если же поискать истинное «Я» - невозможно будет найти его ни в теле, ни в мыслях. Несмотря на то, что обнаружить можно только поток мыслей, чувств и впечатлений, который еще и постоянно меняется, это иллюзорное представление о себе становится основой всех переживаний (иллюзия «Я»).

Из-за этого двойственного (дуалистичного) представления происходит привязанность к приятному и отталкивание неприятного. Из привязанности возникает жадность, из отвращения - ревность, и, наконец, неведение приводит к исключающей гордости. Это - так называемые шесть мешающих чувств. Благодаря неведению мы воспринимаем их очень серьезно и следствием этого являются непродуманные и зачастую негативные действия. Так возникают дальнейшие помехи и страдание для других и нас самих. Когда эти причины возвращаются к нам в виде неприятных последствий, мы в большинстве случаев думаем, что не «я», а «другие» являются причиной нашего страдания, и создаем дальнейшие трудности.
        
 
Третья благородная истина:

3. У страдания есть конец.


В качестве цели Будда показывает Освобождение и Просветление.

При достижении Освобождения мы понимаем, что представление о действительно существующем «я» - это всего лишь иллюзия. Противоречивые чувства успокаиваются, и возникает больше ясности и глубокого понимания. Становится ясно, что сознание работает через наше тело, не являясь им. Мысли и чувства распознаются как свободная игра ума, без необходимости наличия  «себя» или «кого-то» обладающего этими мыслями. И переживается состояние свободы от всех умственных ограничений и узости восприятия.

Просветление (Великая нирвана) - это полное переживание природы ума. По-тибетски это называется «сангье», что означает «отсутствие всех завес и раскрытие всех присущих уму качеств». В своей абсолютной сути осознавание подобно всеобъемлющему бесстрашному пространству, а переживание этого осознавания – высшая радость. В каждом действии проявляется «неразделяющее сочувствие» просветленного ума. Без представления «делать что-то для других» просветленный ум - как солнце, которое естественно светит для всех.
       
 

Четвертая благородная истина:

4. Есть путь к прекращению страданий.


В течение сорока пяти лет, которые учил Будда, он дал 84 000 поучений, позволивших его друзьям и ученикам сделать любой момент жизни шагом на пути к Освобождению и Просветлению. В учении Алмазной колесницы он показал  медитации, с помощью которых стало возможным непосредственно отождествлять себя с необусловленными качествами собственного ума. В Великой колеснице он учил  сочувствию и мудрости, освобождающему настрою и взгляду. В Малой колеснице (Тхераваде) он давал поучения о законе причины и следствия (санск.: карма), о том, что мы сами  строим свою жизнь, и как через развитие внимательности можно использовать тело, речь и ум для принесения счастья другим и самим себе.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Жизни будды  
Колесо Сансары  
Три вида страдания  
Просветление  
6 освобождающих действий  
Медитация - практические упражнения  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную