|
||||||||||||
|
|||||||||||||
Считается, что Сиддхартха родился в древнем городе Капилавасту. Сейчас на его месте находится город Румминдеи, храмовый комплекс Лумбини и знаменитая колонна, возведенная индийским царем Ашокой — с целью увековечить место рождения Будды. Рождение принца в майское полнолуние сопровождалось особыми знаками, и его родители получили предсказание о том, что мальчик станет великим правителем и сможет исполнить все свои желания, если не узнает о страданиях этого мира. Однако если это все же произойдет, он покинет царский дворец и принесет безграничное счастье всем живым существам. Родители, конечно же, хотели, чтобы их сын унаследовал трон и стал правителем. Они решили вырастить его в прекрасном искусственном мире за дворцовыми стенами, где бы он видел лишь молодых и красивых людей, знал лишь удовольствия и радостные переживания. Сиддхартха получил самое лучшее образование и превзошел всех в науках, искусствах и спорте, а так как он принадлежал к касте воинов, то обучился также и военному делу. Во всех дисциплинах он проявлял удивительные таланты и славился среди сверстников своей чуткостью, смелостью и силой. Лишь изредка он выезжал из дворца, и повсюду его окружали только молодые, здоровые и счастливые люди. Юный принц жил в роскоши и наслаждался всем, что его окружало. Повзрослев, он женился на красивой и доброй девушке, и вскоре у них родился сын. Сиддхартха был вне себя от счастья. |
Сиддхартха вернулся во дворец. Зная о всеобщем непостоянстве, он уже не мог по-прежнему легкомысленно радоваться жизни. Нужно было с чего-то начинать. Легко сказать «найти выход», но как это сделать? Следующий день принес Сиддхартхе второе важное открытие: он увидел человека, погруженного в медитацию, чье лицо было безмятежным и счастливым. И принца осенило: ведь никакие богатства мира, ни вкусная еда, ни красивая одежда, ни дуновение ветра в знойный день — ничто не содержит в себе счастье как неотъемлемо присущее ему качество. Единственное, что делает людей счастливыми или несчастными — это их собственный ум, то, каким образом они воспринимают те или иные вещи и явления. А это означало одно: именно ум и есть источник истинной свободы и счастья. Это осознавание изменило всю его жизнь, и принц твердо решил познать возможности ума и найти выход за пределы обусловленного существования. Сиддхартха осознавал, что настало время погрузиться в настоящую жизнь за дворцовыми стенами. Он готов был оставить роскошь королевских покоев, но сердце его разрывалось от того, что придется разлучиться с семьей. Однако, глядя на мирно спящих жену и сына, он понимал, что не знает, как долго будет длиться их благополучие, что его семья, он сам и все живые существа «больны» непостоянством. И пока все спали, принц отправился на поиски «лекарства». Покинув дворец, он обрезал свои красивые длинные волосы, символ благородного происхождения, и пошел учиться к шраманам — странствующим йогинам, мистикам и философам, знаменитым учителям того времени. Будучи способным учеником, Сиддхартха вскоре превзошел всех своих наставников, однако ни одно учение так и не показало ему путь за пределы ограниченного, преходящего опыта. Он не мог победить страдания даже в самом себе — так что же говорить о страданиях всего мира? Странствуя по лесам нынешней Бодхгайи, Сиддхартха встретил группу аскетов, чей вид произвел на него глубочайшее впечатление. Казалось, что эти люди опираются лишь на ум, поскольку полностью пренебрегают телом. Сиддхартха решил, что именно чувственные впечатления являются препятствием к постижению подлинной природы ума, и если пресечь их, ум станет более ясным. После шести лет жесткой аскезы он так обессилел, что едва не умер от голода. Он прошел этот путь до конца и понял, что истощенное тело вовсе не способствует ясности ума — равно как и тело, изнеженное в праздности и удовольствиях. Его ум ослаб так же, как и тело, и он так и не достиг намеченной цели. Впрочем, время, проведенное среди аскетов, не прошло даром. Сиддхартха осознал третью важную вещь: не нужно впадать в крайности, истина находится где-то посредине. Это стало еще одной вехой его пути. |
||||
Ему понадобилось шесть дней и ночей, чтобы реализовать это состояние. Все глубже и глубже он погружался в медитацию, постигая тот непоколебимый покой ума, которому не могли помешать ни внешние, ни внутренние отвлечения. На рассвете седьмого дня, в майское полнолуние, в возрасте тридцати пяти лет Сиддхартха достиг Пробуждения от сна неведения и стал Буддой — Пробужденным. Это состояние также называют Просветлением. Незадолго до того, как принц достиг состояния Будды, из самых глубин его ума возникло последнее, но самое коварное омрачение, которое традиционно изображается в облике иллюзорного демона Мары. Перед мысленным взором Сиддхартхи проносились воспоминания, подтверждавшие его исключительность: вот он превосходит своих сверстников в науках, вот побеждает в соревнованиях, и вот — уже достиг Пробуждения! Но смогут ли пройти тем же путем все остальные — заурядные и обычные живые существа? Стоит ли суетиться, если страдания иллюзорны и он сам для них уже недосягаем? Стоит ли пытаться объяснять это тем, кто, возможно, ничего не поймет? Однако Будда был непоколебим перед этим, последним, сомнением. Он коснулся правой рукой Земли, призывая ее в свидетели, что он, так же как и все существа, прожил бессчетное количество жизней, рождаясь то животным, то человеком — и все это время он был обыкновенным существом. Лишь благодаря тому, что из жизни в жизнь он накапливал сочувствие, бесстрашие и мудрость, однажды он смог достичь Просветления. Таким образом, этот путь открыт для каждого, и любая жизнь — это драгоценная возможность познать подлинный потенциал ума! Так Будда рассеял последнее омрачение в своем уме, и земля задрожала, подтверждая его окончательное Просветление. Традиционно Будда Шакьямуни изображается с чашей для подношений (санскр. патра). Это — символ непривязанности к обусловленному миру, где все изменчиво и непостоянно. Все странствующие йогины и философы тех времен использовали такие чаши. Жест (санскр. мудра) касания земли символизирует свидетельство самой земли о том, что Просветление может осуществить каждый. Будда сидит на троне, имеющем форму лотоса. Лотос — один из самых распространенных буддийских символов Пробуждения. Он растет в мутных водах, в полумраке, опутанный тиной, однако, достигнув кромки воды, бутон распускается и превращается в прекрасный и совершенно чистый цветок. Так же и Будды появляются в мирах, полных страданий, но при этом их ум не знает ни омрачений, ни преград, проявляя лишь совершенные качества просветленного ума: любовь и сочувствие, радость и бесстрашие, интуицию и мудрость. Таким образом, традиционное изображение Будды Шакьямуни символизирует цель буддийского пути — Пробуждение от сна неведения. Достигнув Просветления, Будда семь недель провел в медитации под баньяновым деревом. С тех пор это дерево стали называть деревом Бодхи, что в переводе с санскрита означает «Пробуждение». Уже нечему было противиться, и нечего достигать. Требовалось лишь освоиться с новыми переживаниями, связанными с иным течением энергии в его теле. |
||||
Постепенно молва о Будде Шакьямуни распространилась по всей Древней Индии. Все больше и больше людей приходило к нему за поучениями, которые назывались Буддадхармой, то есть «Учением Будды» в переводе с санскрита. А термин «буддизм» — название мировой религии — на самом деле возник на Западе в XIX веке. Три месяца Будда пребывал в лесах Бенареса, все больше и больше последователей окружало его. Вскоре образовалось целое сообщество его учеников — Сангха (санскр.). Интересно, что его учениками были самые разные люди: мужчины и женщины, торговцы и ремесленники, короли и даже нищие. Для Индии тех времен с ее жесткой кастовой системой это был что-то совершенно немыслимое! В Сангхе Будды Шакьямуни сословные границы исчезали сами собой. На протяжении сорока пяти лет Будда странствовал по Северной Индии, и его постоянно окружали ученики. За это время он дал около 84 000 самых разнообразных поучений. Сейчас они представляют собой 108 томов буддийского канона под названием Кангьюр (тиб.). Будда трижды «повернул Колесо Дхармы», то есть дал три больших цикла поучений, соответствующих различным способностям и особенностям учеников. В лесу неподалеку от Сарнатха Будда совершил «первый поворот Колеса Учения». Ему соответствуют поучения об Освобождении, Четырех благородных истинах, законе причины и следствия и способах избежать собственного страдания. Все это стало основой традиции Тхеравада (пали; букв. «Учение старейших»). На «Холме грифов» в Раджгире Будда дал поучения «второго поворота Колеса Учения» — о сочувствии и мудрости. Впоследствии из них выросла традиция Великой колесницы (Махаяны). В Шравасти, что находилось в королевстве Магадха, и в Вайшали прозвучали наставления «третьего поворота Колеса Учения» — Алмазной колесницы (Ваджраяны). Это — непосредственные поучения о природе ума. Ни Будда, ни его последователи никогда не миссионерствовали, однако новое учение распространялось довольно быстро. Пример Будды был очень убедителен. Впрочем, нашлись и те, кто отнеслись к новому движению недружелюбно, особенно недолюбливали его брахманы — религиозная элита Древней Индии. По всем видимости, они боялись социального переворота: ведь Будда не соблюдал закона кастового деления и давал поучения всем, кто его об этом просил. Помимо этого, Будда учил закону причины и следствия (карме) — тому, что каждый человек сам ответственен за свою жизнь. Эти поучения не устраивали сильных мира сего — ведь кто как не они закрывают глаза на чужие беды и проблемы мироустройства. Однако всякий раз Будда одерживал победу в диспутах, вокруг него постоянно происходили всевозможные чудеса, и все становились свидетелями его безграничных возможностей*. В сезон дождей Будда и его ученики уходили в затворничество и занимались интенсивными медитационными практиками, остальное время они странствовали и учили. * См. тему «Двенадцать подвигов Будды». |
||||
|
||||
|
||||
Материал: | ||
Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)
Скачать другие темы |
||
Связанные темы: | ||
Три колесницы
Просветлени Четыре благородные истины Двенадцать подвигов Будды История распространения буддизма Медитация Буддийская медитация Обзор буддийского Учения Тематический план |
||
© 2003 Buddhistischer Verlag | Контакты | Webmaster | на главную |