Краткое содержание: Эта глава описывает разные виды страдания, которые человек будет переживать до тех пор, пока не обретет опыт непреходящего счастья – состояния Просветления.

 
«Барометр настроения»
- из материалов урока
(в PDF формате)






 
   Страдание страдания
   Страдание изменения
   Страдание обусловленности
   Избавление от страдания


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


В буддийском Учении различные состояния страдания подразделяются на три вида.
 
Первый вид – так называемое страдание страдания. Это самая грубая и очевидная форма страдания: когда все не ладится, когда человек заболевает, умирают друзья или близкие родственники, или по каким-то иным причинам переживается неприятное состояние и боль. Будучи всегда точным в своих высказываниях, Будда детализировал этот вид страдания. Под ним подразумевается страдание рождения, старения, болезни и смерти; страдание разлуки с любимыми и встреч с нелюбимыми; страдание от невозможности получить желаемое и нужды защищать полученное.
   
 

Помимо страдания страдания говорится о второй форме страдания, которую часто путают со счастьем – это страдание изменения. Нам порой нравятся постоянные перемены в жизни, иногда мы наслаждаемся стабильностью. Но в тот самый момент, когда мы пытаемся удержать приятные впечатления, возникает страдание. Как бы нам ни хотелось – ничего не может остаться навсегда. Любая ситуация и любое состояние растворятся, и в конечном счете все утечет, как песок сквозь пальцы. Поэтому объяснения о страдании изменения обращают внимание на то, какими болезненными могут оказаться наши надежды на постоянное счастье от непостоянных вещей.
        
 
Третью форму страдания большинство людей даже не замечает, поскольку слишком поглощено первыми двумя. Третья форма – подразумевает тот факт, что ум почти всегда затуманен, и по этой причине мы не способны контролировать свою жизнь. Страдание обусловленности означает, что в круговороте обусловленного существования мы все время переживаем тот или иной вид страдания. И по сравнению с нашей истинной природой - природой Будды - даже наши самые приятные состояния являются страданием. Радость Просветления выходит далеко за пределы всякого обусловленного счастья.
       
 

В правильном понимании описание этих видов страдания служит для того, чтобы указать на непреходящее счастье. Будда обращает внимание на то, что мы не можем доверять даже самым приятным своим состояниям. Все они когда-нибудь исчезнут, поэтому полагаться можно только на непреходящие ценности. При этом речь не идет о том, чтобы избегать обусловленных радостей, смысл больше в изменении внутреннего отношения к переменчивым состояниям относительного счастья. Вместо того чтобы впадать из крайности привязанности в крайность отречения, мы выбираем срединный путь и наслаждаемся жизнью, не цепляясь внутренне за обусловленное счастье.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Жизнь Будды  
Колесо сансары  
Природа Будды  
Четыре Благородные Истины  
Сансара и Нирвана  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную