Краткое содержание: хорошие поступки создают в уме хорошие впечатления, которые, в свою очередь, создают условия для хорошего общего самочувствия, способствуют более интенсивной медитации и приводят к познанию истинной природы ума – Просветлению.

 
"Место преступления"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




 
   Действия тела
   Действия речи
   Действия ума


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


Буддийские объяснения принципа действия закона причины и следствия (кармы) помогают увидеть, как наше поведение влияет на внутренние переживания. Просветленное восприятие и активность возникают, когда мы освобождаемся от кармы. До Освобождения необходимо внимательно тренировать позитивное поведение тела, речи и ума. Буддисты стараются, чтобы ум занимали позитивные мысли, чтобы речь была полезной и не приносила вред и были достойными поступки. Все это необходимо, чтобы накопить энергию для понимания сути вещей в медитации. Тенденции негативного поведения буддисты устраняют при помощи очистительных медитаций и сильных пожеланий. Большое количество хороших впечатлений в уме способствует плодотворной медитации. Кроме того благодаря накоплению хороших впечатлений в уме, возникает сила и мужество смотреть сквозь пелену внутренних изменчивых состояний на абсолютное пространство-ясность самого ума. Позитивные действия важны для нашего развития в такой же мере, как и сбор дров для разведения костра.


Чтобы обеспечить оптимальную работу этих методов, буддисты комбинируют медитацию и правильное поведение. Сначала они учатся принимать во внимание результаты своих поступков, а потом стараются совершать только позитивные действия, которые являются по существу своему освобождающими и близкими к Будда-активностям. До тех пор, пока мы воспринимаем мир позитивно, негативно или нейтрально, нужно тренироваться совершать хорошие действия, избегать негативных и быть внимательным, а не безразличным в нейтральных поступках.
 
 
 
"Ликующий человек"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)



По этой причине, Будда советовал использовать тело для того, чтобы:

1. защищать жизнь других существ и свою (ухаживать за «драгоценным человеческим телом» - поддерживать его здоровым, тренировать, соблюдать гигиену, лечить и т.д.);

2. проявлять щедрость: дарить полезные предметы, такие как пища, одежда, украшения, инструменты, а также наделять навыками и способностями; проявлять эмоциональную щедрость – делиться радостью;

3. дарить счастье спутникам жизни, если не принял обета безбрачия.


По словам Будды, нужно избегать:

1. убийства;

2. воровства;

3. любой формы сексуального оскорбления или принуждения.
   
 

Речь считается очень мощным инструментом, но с её помощью можно как приносить пользу, так и причинять вред. Не случайно существует много поговорок о том, что к своим словам нужно относиться со вниманием: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Хотя последствия наших слов менее заметны, чем действий, речь задевает гораздо больше людей, ранит и лечит, вдохновляет – и в любом случае имеет значительные последствия.


Четыре положительные привычки речи:

1. говорить правду – это придает силу словам;

2. уравновешенная и сеющая доверие речь наделяет влиятельностью;

3. благоприятная и мягкая речь приводит к тому, что мы впоследствии сами слышим много приятного;

4. осмысленная в соответствии с обстоятельствами речь приводит к четкому пониманию взаимосвязей и уважительному отношению других.


Если говорить о негативных проявлениях, то:


1. в первую очередь Будда советует избегать лжи: она вредит и другим, и нам самим, делая нас глупее. Самая вредная ложь – это ложь о несуществующем уровне духовного постижения. Самозваный гуру создает причины не только для собственной негативной кармы. По словам Будды, он также блокирует развитие своих приверженцев на протяжении многих жизней;

2. интриги, сплетни или обман становятся причиной перерождения в обстоятельствах совершенной путаницы и неразберихи;

3. постоянная критика ошибок и слабостей других приводит к жизни среди негативных людей в обедненных и бесплодных условиях;

4. по высказыванию Будды, досужая и бессмысленная болтовня приводит к перерождению в мире животных. Если же, несмотря на это, перерождаешься человеком, то твоя речь не почитается.
        
 
С буддийской точки зрения, самыми важными являются намерения или действия ума, наши мысли, от которых в конечном итоге зависят и слова, и действия тела. Поэтому сначала нужно развивать мудрость. На обычном уровне это интеллектуальные знания – они приносят пользу нам самим и другим. На духовном уровне - это знание о природе Будды во всех существах, а также знание буддийского пути и цели.

Во-вторых, рекомендуется доброжелательное отношение ко всем существам и, в том числе, к самому себе, потому что каждое существо хочет испытывать счастье и избегать страдания.

В-третьих, Будда рекомендует быть довольным тем, что имеешь и радоваться уникальности каждой ситуации.


На тибетских изображениях «Колеса бытия» (обусловленной жини, санск. Сансара, тиб кхорло) в центральном круге изображены три главных корня обусловленного существования – неведение/пренебрежение (санск. моха), привязанность/страсть (санск. девша) и гнев/отвращение (санск. рага). Эти три основных умственных импульса (санск. клеша), порождают остальные чувства и служат мотивами любых дурных поступков.

В иконографии тибетского буддизма эти омрачения изображаются в виде животных

неведение (пренебрежение, тупость) – в образе свиньи,

привязанность (страсть) – петуха,

гнев (злость, чувство мести, отвращение) - змеи.

«Свинья олицетворяет первое, ибо есть все без разбору, а из-за непонимания не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух – символ страсти как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он – а) владелец гарема и б)способен выискать в траве и пыли маленькое зерно – именно то, что ему нужно; так и страсть зорко выбирает из предъявленного множества только предмет своего влечения. Змея – как отвращение или ненависть; либо уползает прочь, когда к ней приближается человек, либо нападает на него; так и двеша стремится устранить объект из поля восприятия, опыта, либо избегая, либо уничтожая его».


Из базового неведения возникает привязанность, а та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев, они – мотор, движущая сила всего Колеса. Поэтому символические животные ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение все «Колесо бытия».


Гнев и агрессивность считается самым страшным ядом ума, потому что результатом могут стать действия, которые за несколько мгновений способны разрушить все хорошие впечатления, с трудом накопленные за долгое время.


Во всех буддийских школах применяются основополагающие медитации на дыхание и внимательность, которые помогают создать дистанцию к внутренним переживаниям. В результате медитаций ум успокаивается и расширяется свобода выбора. Она позволяет нам выбирать позитивные действия отказываться от негативных. И, наконец, благодаря глубокому пониманию сути всего, искореняется изначальное неведение – причина всех помех в уме.
       
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Колесо сансары  
Природа Будды  
Карма – причина и следствие  
Медитация – практические упражнения  
Сансара и нирвана  
Мудрость, любовь и сочувствие  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную