|
||||||||||||
|
|||||||||||||||
1. защищать жизнь других существ и свою (ухаживать за «драгоценным человеческим телом» - поддерживать его здоровым, тренировать, соблюдать гигиену, лечить и т.д.); 2. проявлять щедрость: дарить полезные предметы, такие как пища, одежда, украшения, инструменты, а также наделять навыками и способностями; проявлять эмоциональную щедрость – делиться радостью; 3. дарить счастье спутникам жизни, если не принял обета безбрачия. По словам Будды, нужно избегать: 1. убийства; 2. воровства; 3. любой формы сексуального оскорбления или принуждения. |
Четыре положительные привычки речи: 1. говорить правду – это придает силу словам; 2. уравновешенная и сеющая доверие речь наделяет влиятельностью; 3. благоприятная и мягкая речь приводит к тому, что мы впоследствии сами слышим много приятного; 4. осмысленная в соответствии с обстоятельствами речь приводит к четкому пониманию взаимосвязей и уважительному отношению других. Если говорить о негативных проявлениях, то: 1. в первую очередь Будда советует избегать лжи: она вредит и другим, и нам самим, делая нас глупее. Самая вредная ложь – это ложь о несуществующем уровне духовного постижения. Самозваный гуру создает причины не только для собственной негативной кармы. По словам Будды, он также блокирует развитие своих приверженцев на протяжении многих жизней; 2. интриги, сплетни или обман становятся причиной перерождения в обстоятельствах совершенной путаницы и неразберихи; 3. постоянная критика ошибок и слабостей других приводит к жизни среди негативных людей в обедненных и бесплодных условиях; 4. по высказыванию Будды, досужая и бессмысленная болтовня приводит к перерождению в мире животных. Если же, несмотря на это, перерождаешься человеком, то твоя речь не почитается. |
|||
Во-вторых, рекомендуется доброжелательное отношение ко всем существам и, в том числе, к самому себе, потому что каждое существо хочет испытывать счастье и избегать страдания. В-третьих, Будда рекомендует быть довольным тем, что имеешь и радоваться уникальности каждой ситуации. На тибетских изображениях «Колеса бытия» (обусловленной жини, санск. Сансара, тиб кхорло) в центральном круге изображены три главных корня обусловленного существования – неведение/пренебрежение (санск. моха), привязанность/страсть (санск. девша) и гнев/отвращение (санск. рага). Эти три основных умственных импульса (санск. клеша), порождают остальные чувства и служат мотивами любых дурных поступков. В иконографии тибетского буддизма эти омрачения изображаются в виде животных неведение (пренебрежение, тупость) – в образе свиньи, привязанность (страсть) – петуха, гнев (злость, чувство мести, отвращение) - змеи. «Свинья олицетворяет первое, ибо есть все без разбору, а из-за непонимания не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух – символ страсти как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он – а) владелец гарема и б)способен выискать в траве и пыли маленькое зерно – именно то, что ему нужно; так и страсть зорко выбирает из предъявленного множества только предмет своего влечения. Змея – как отвращение или ненависть; либо уползает прочь, когда к ней приближается человек, либо нападает на него; так и двеша стремится устранить объект из поля восприятия, опыта, либо избегая, либо уничтожая его». Из базового неведения возникает привязанность, а та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев, они – мотор, движущая сила всего Колеса. Поэтому символические животные ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение все «Колесо бытия». Гнев и агрессивность считается самым страшным ядом ума, потому что результатом могут стать действия, которые за несколько мгновений способны разрушить все хорошие впечатления, с трудом накопленные за долгое время. Во всех буддийских школах применяются основополагающие медитации на дыхание и внимательность, которые помогают создать дистанцию к внутренним переживаниям. В результате медитаций ум успокаивается и расширяется свобода выбора. Она позволяет нам выбирать позитивные действия отказываться от негативных. И, наконец, благодаря глубокому пониманию сути всего, искореняется изначальное неведение – причина всех помех в уме. |
|||
Материал: | ||
Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)
Скачать другие темы |
||
Связанные темы: | ||
Колесо сансары
Природа Будды Карма – причина и следствие Медитация – практические упражнения Сансара и нирвана Мудрость, любовь и сочувствие Тематический план |
||
© 2003 Buddhistischer Verlag | Контакты | Webmaster | на главную |