Краткое содержание: направления и традиции буддизма. В этой главе речь пойдет о наиболее часто используемом делении на Тхераваду (Хинаяна, Малая колесница), Махаяну (Великая колесница) и Ваджраяну (Алмазная колесница), так как они подразумевают разные уровни практики.

 
"Серфингист"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




 
   Тхеравада
   Великая колесница
   Алмазная колесница


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


В течение 50 лет, когда Будда учил, он главным образом отвечал на вопросы разных людей, давал им объяснения и советы, как плодотворно использовать свою жизнь, избавиться от страданий и достичь необусловленного счастья. То есть Будда учил в соответствии с особенностями каждого собеседника. Поэтому постепенно скопилось целое собрание разнообразнейших поучений, насчитывающее сегодня 84 тысячи. Хотя Будда сам никогда не делал разделения в поучениях, за 2, 5 тысячи лет распространения Дхармы в мире, сложились два основных направления – южный буддизм и северный. Они отличаются не только территориально – ареалами своего распространения, но и исторически сложившимися там разными традициями, со своими подходами и методами.


Так, южный буддизм получил распространение в южных странах: Тайланде, Малайзии, Мьянме (Бирме), Индонезии, острове Шри-Ланка, Лаосе и Камбодже. Там общеприняты учения Первого поворота Колеса Дхармы, оформившиеся в традицию Тхеравады.


Северный буддизм охватил более обширные территории – Японию, Китай, Корею, Вьетнам, Тибет, Непал, Бутан, Монголию, ряд регионов России (Бурятию, Калмыкию, Туву и Алтайский край).
Здесь получили распространение Учения Второго и Третьего поворота Колеса Дхармы, оформившиеся, соответственно, в традиции Махаяны (санск. Великая колесница) и Ваджраяны (санск. Алмазная колесница).


Три магистральные традиции буддизма – Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна - отличаются своими методами медитации, тем, на какие аспекты обращается более пристальное внимание. Важно понимать, что все эти пути в целом образуют единый цикл учений Будды, в котором они не противопоставлены друг другу, а являются логическим продолжением друг друга. Один из другого вытекает. Каждый путь не менее ценен, чем другие.
Каждый из этих путей подходит одному из трех разных типов людей: у одних особенно хорошо получается размышлять и изучать, у других сопереживать и поддерживать других, а третьи умеют быстро и эффективно действовать.
 
 
 
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




На пути Тхеравады наибольшее внимание в буддийской практике уделяется правильному поведению и избеганию трудных жизненных ситуаций, провоцирующих возникновение негативных чувств. Для этого часто требуется монашеский образ жизни. При ежедневной буддийской практике в спокойных условиях в уме постепенно возникают все более позитивные впечатления, основанные на предыдущих положительных действиях. Используются медитации, ведущие к покою ума. Развивается понимание, что основа всех трудностей – это ложное представление о собственном неизменном и уязвимом «я» или «самости», которая на самом деле не имеет независимого существования. Так постепенно достигается цель этого пути – Освобождение от страданий. Таким образом, Архат (санск. «Победитель врага») - это тот, кто реализовал состояние внутреннего покоя и победил тенденции ума, заставлявшие реагировать на все личностно.
   
 

 
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




 
На пути Махаяны (санск. Великая колесница) в центре внимания находится развитие мудрости, активной любви и сочувствия. Речь идет о том, чтобы сделать свою жизнь более осмысленной и богатой. Этот путь практикуют и монахи, и миряне. И здесь важно уже не столько само по себе определенное поведение, а лежащая в основе него мотивация. Методы Великой колесницы тоже направлены на успокоение ума, но уже с целью усовершенствования собственных качеств, с целью принесения пользы другим наилучшим способом. Окончательной целью этого пути является реализация состояния Будды, в котором полностью раскрываются все качества, присущие уму. Эти учения получили распространение в странах Дальнего Востока - Китае, Корее, Японии и Вьетнаме.
        
 
 
 
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




На пути Ваджраяны (санск. Алмазная колесница) у людей уже присутствует базовое доверие к тому, что у всех существ, так же, как и у них самих, есть природа Будды. Здесь речь прежде всего идет о том, чтобы упражняться во взгляде, что каждое существо уже обладает всеми просветленными качествами (бесстрашием, радостью, активным сочувствием), и в уме уже содержатся различные виды мудрости. Нужно только устранить завесы, которые мешают это увидеть. Чтобы это сделать, не нужно избегать трудностей повседневной жизни. Напротив, каждое событие используется на этом пути для буддийской практики. Это йога для ума. Поэтому среди буддистов Ваджраяны не только монахи и миряне, но и много йогов. Здесь человек совершенствуется в том, чтобы переживать все на высшем и чистом уровне, узнавая все богатство любой жизненной ситуации. Подобной мудрости не чужды и европейцы, у англичан, например, есть поговорка: «Неприятность – это неверно понятое приключение». В результате при помощи медитаций с отождествлением с собственной природой Будды уходят все завесы ума и достигается цель – состояние Будды, или Просветление.


До того как буддизм в прошлых столетиях распространился в различных частях мира, Алмазная колесница в ее полной форме практиковалась сначала только в Индии (к которой относился и Непал), а позже еще в Тибете и пограничных с ним государствах, и впоследствии в Монголии и России, образуя тибето-монгольскую ветвь буддизма. Однако некоторые аспекты Ваджраяны использовались также и в китайском чань-буддизме и в японском дзен.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Природа Будды  
История распространения буддизма  
Любовь, сочувствие и мудрость  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную