Краткое содержание: три примера из этой главы иллюстрируют то, как разные общества и культуры влияют на облик буддизма.

   Культура и буддизм
   Пример 1. Индия во времена Будды
   Пример 2. Буддизм в Тибете
   Пример 3. Буддизм на Западе


  Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 



Буддизм содержит вневременные знания и опыт, не зависящие от культуры определенной страны. Поэтому он смог распространиться в разных странах: например в Индии, Центральной Азии, Шри-Ланке, Тайланде, Бирме, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Китае, Японии, Корее, Тибете и Монголии. Однако, в разных странах на первых план выступали различные аспекты учения Будды. Исторический и культурный контекст стран определяет внешний облик буддизма. После первых робких попыток сближения с буддизмом со стороны некоторых философов (например, Шопенгауера), писателей (Гессе) и так далее, буддизм, с 70х годов XX века, начинает широко так же распространяться и на Западе.
 
То как буддийское учение проявлялось в повседневной жизни, всегда зависело от разных культур и времени.

Будда дал 84 000 поучений, которые после его смерти были объединены в три направления. Это «Малая колесница» или Тхеравада, «Великая колесница » или Махаяна и «Алмазная колесница» или Ваджраяна. В то время, как Тхеравада распространилась в Индии и Южноазиатских странах, в Североазиатских странах практиковалась «Великая колесница». В Тибете же стала популярной «Алмазная колесница». На Западе в разных странах можно встретить все три направления, но чаще буддизм «Алмазной колесницы».

Далее, три примера могут пояснить влияние, которое буддизм оказывал на политическую и социальную структуру общества в различных культурах.
   
 

Пример 1. Индия во времена Будды

Когда Будда достиг Просветления, в Индии господствовало кастовое разделение. К тому же положение женщины было ниже мужчины. Самыми первыми учениками Будды стали брахманы, которые позже приняли монашеские обеты. Вскоре Будда дал поучения людям из других каст, что стало своего рода революцией. Такой шаг практически уничтожил кастовую систему среди учеников Будды. В то время в индийском обществе существовал запрет на вступление женщин в религиозные общины. Чтобы женщины могли практиковать учение, Будде пришлось создать специальный орден для монахинь. Тем самым он постарался использовать все для общества того времени.
   
 
 
 



BПример 2. Буддизм в Тибете

В традиционном тибетском буддизме можно выделить три группы практикующих:

Первая группа - это монахи и монахини. Практически каждая тибетская семья посылала ребенка в монастырь, чтобы тот получил монашеское образование. Это был взаимовыгодный обмен: семьи поддерживали монастырь натуральными продуктами, а монастырь давал мальчикам хорошее образование и достаточно стабильную жизнь монаха. В то время Тибет был феодальным государством, в котором монастырь служил не только местом, где можно было получить религиозное образование, но был одновременно и школой, и университетом и административным центром. Даже медицинскую помощь можно было получить, практически, только в монастыре.

Вторая группа - миряне. Они финансировали монастыри и практиковали буддизм, выполняя короткие медитации каждый день или по особым случаям, например, по праздникам.


Третья группа – так называемые «йогины». Они предпочитали ничем не связанный, часто необычный, для общего понимания, образ жизни. Многие из них, к примеру, проводили долгие годы в пещерах, практикуя медитацию.

В Тибете все было пропитано буддизмом: начиная с глав самого государства (Далай-Лам), глав различных школ «Алмазной колесницы», и заканчивая распорядком дня обычных жителей.
   
 

 




 
Пример 3. Буддизм на Западе

Изначальная притягательность буддизма заключалась не только в самом учении, но и в его экзотичности.

IМежду тем, сегодня различные буддийские направления частично отошли от азиатских традиций. В некоторых странах, например во Франции, носителями учения являются монахи и монахини, в немецкоязычных странах это в основном миряне, а в удаленных странах (например, в США) есть смешанные формы.

Не редкость на Западе и йогины. Они не берут на себя каких-либо социальных обязательств, норм, их жизненный стиль не соответствует политкорректности, а, скорее, абсолютной истине. Они упражняются в "чистом видении", воспринимая каждое существо как потенциального Будду.

Мирской буддизм понимается, как возможность интегрировать поучения в повседневную жизнь. Поведение, отношение, взгляд и медитация все больше становятся самой жизнью. К тому же, буддийские здания для медитации или центры предлагают возможность медитировать вместе, получать поучения и необходимую информацию.

Монахи и монахини меньше соответствуют мирянам по общему стилю жизни. Но в любом случае, у людей и здесь есть возможность, засеять хорошие впечатления в ум. Монахи отказываются от испытаний и соблазнов, которые приносит человеку обычная жизнь, и медитируют, нередко, по нескольку лет, в полном уединении. Таким образом, у буддизма нашлось предложение для любых человеческих склонностей.
 
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Женщины в буддизме  
История распространения буддизма  

Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную