Краткое содержание: Эти два понятия противоположны: первое описывает обусловленный мир («Сансара»), а второе – внутреннюю свободу от обусловленного мира («Нирвана»). На разных уровнях поучений Нирвана считается либо конечной, либо промежуточной целью. Однако высший взгляд Алмазной колесницы воспринимает обусловленный мир (Сансару) как «Чистую страну».

   Сансара и Нирвана в буддизме Тхеравады
   Сансара и Нирвана в Великой колеснице
   Сансара и Нирвана в Алмазной колеснице


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


Термин «Нирвана» лингвистами часто ошибочно переводится как «великое угасание/затухание», и только вместе с антонимом «Сансара» (круговорот обусловленных и полных страдания состояний бытия) становится понятно его значение.
 
В буддизме Тхеравады Нирвана понимается как состояние полного покоя или свободы от страданий. Согласно этому взгляду для обретения Нирваны следует отсечь все привязанности к Сансаре, то есть к миру обусловленного существования. Поэтому в Тхераваде медитации нацелены на удаление всех причин дальнейших перерождений.
   
 

Приверженцы буддизма Великой колесницы считают это недостаточным достижением. Они расценивают непосредственный опыт непоколебимого умственного покоя (Нирваны) как промежуточную ступень или даже как тупик. Стремясь к Великой нирване, с помощью определенных медитаций они раскрывают в себе все просветленные качества. И наряду с состоянием умиротворенного спокойствия они развивают радость, любовь и сочувствие – безграничные и неизменные качества ума всех чувствующих существ. Для того чтобы познать природу Будды, они открываются всем чувствующим существам круговорота существования (Сансары). Это желание подкрепляется так называемым обетом Бодхисаттвы: обещанием принимать перерождения до тех пор, пока все существа не освободятся от страдания.
       
 
Буддисты Алмазной колесницы концентрируются в медитациях на состоянии Будд, считая его отражением своей сути. Отождествление с просветленными качествами Будд дает им силу пройти все этапы пути к Освобождению и Просветлению за одну жизнь. Таким образом, после медитаций, то есть в повседневной жизни, они стремятся видеть потенциал Будд во всех существах. С точки зрения самого высшего философского взгляда, Будда Шакьямуни объяснял Сансару и Нирвану как неразделимое единство. С точки зрения психологии, согласно этому взгляду до обретения Просветления каждое существо переживает собственный сон об обусловленном мире из-за неправильных представлений (см: «Три вида страдания»).


И если вместо этого человек познает неизменное состояние ума как безграничную открытость, то его восприятие станет радостным переживанием свободной игры энергий и переживаемый мир превратится в «Чистую страну».


И Великая, и Алмазная колесницы описывают Малую нирвану как состояние радости, которое приходит в результате освобождения от клейкого цепляния к «я». Одновременно с этой иллюзией отпадают умственные завесы мешающих чувств. В результате проявляется мужество и доверие к тому, чтобы преодолеть устоявшиеся мнения и концептуальные завесы ума. Устранив при помощи медитаций чувственные и концептуальные завесы, проявляется мудрость Будды –вневременная суть без начала и конца, без центра и предела. В этой великой и непревзойденной Нирване ум проявляет всю свою силу и просветленную активность.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Природа Будды  
Просветление  
Карма – причина и следствие  
Позитивные и негативные действия  
Перерождение  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную