Краткое содержание: Следующие шесть советов были даны Буддой его ученикам, как они могли бы использовать любящий настрой и позитивные действия на благо других на пути к Освобождению и Просветлению.

   Взгляд
   Дейсвтия


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


"Non scolae sed vitae discimus!" – «Не для школы, но для жизни мы учимся».

Эта древнеримская поговорка поможет нам лучше понять суть учения Будды. Его система жизненна и практична. Когда Будда достиг Просветления, его спросили: «Почему ты учишь?». Ответ был прост: «Потому что все существа хотят счастья, и никто не хочет страдать». На вопрос «Чему ты учишь?» он ответил: «Тому, каким всё является».
 
Нужно отметить, что Будда, как всякий хороший учитель, исходил из опыта своих учеников и друзей. Он показывал им, как работать с теми задатками, которые они уже имели.
В случае Великой колесницы, его учениками были люди, которые считали, что все существа должны быть счастливы. Они были готовы не только желать счастья себе, но и делиться с другими уже имеющимся психологическим избытком и осознавать все ограниченные идеи и концепции как проекции своего ума, не принимая их всерьёз. (сочувствие + мудрость).

Они хотели развиваться для того, чтобы иметь возможность больше давать другим.

Видя потенциал этих людей по тому внутреннему богатству, которое они проявляли при встрече с ним, Будда давал им советы, позволяющие развить его, а именно - как сделать любящий настрой и позитивные действия на благо других частью их собственного пути к Освобождению и Просветлению.
Эти поучения являются основой Великой колесницы и содержатся в объяснениях о «Просветлённом настрое» (Бодхичитте). Различают Бодхичитту устремления и Бодхичитту применения.


1. Под устремлением понимают развитие настроя. Будда советует ради блага других и нашего собственного развивать следующие четыре качества:

любовь, сочувствие, сопричастную радость и равностность ( так называемые «Четыре неограниченных»).
   
 

2. Любой настрой определяет характер последующих действий.

В поучениях о Бодхичитте применения Будда показывал, как просветлённый настрой всё чаще и чаще спонтанно проявляется как шесть освобождающих действий (парамит). Их также называют действиями Бодхисаттвы:

1. Щедрость
2. Осмысленное поведение
3. Терпение
4. Радостное усилие
5. Медитация
6. Мудрость


Первые четыре из этих шести действий являются признаками любых приносящих радость человеческих отношений.

Благодаря медитации и мудрости, они становятся всё более искусными, и, наконец – освобождающими. Хотя приносить пользу другим чрезвычайно важно, «быть хорошим человеком» не является основной целью в буддизме. Это – основа, создающая условия для познания природы ума.

Щедрость означает, что мы делимся с другими материальными благами, собственной силой и хорошими чувствами. Она создаёт доверие и открытость, делает каждую встречу богатой и растворяет привязанность в собственном уме.

Осмысленное поведение, иногда называемое также этикой, не дает прерваться взаимному обмену в человеческих отношениях и является основой для дальнейшего роста. Это означает – избегать причин, приводящих к трудностям и приносить другим как можно больше пользы.

Терпение защищает наши позитивные накопления благодаря тому, что мы стойко переносим всевозможные трудности. Тому, кто полон сочувствия и в любой ситуации может оставаться расслабленным, ничто не может помешать.

Радостное усилие означает, что мы всегда с максимальной самоотдачей и стойкостью работаем для себя и других.

Медитация создаёт пространство и свободу в нашем собственном сознании. Во внутреннем плане, мы на основе хорошей концентрации видим, как возникают мысли и чувства. На внешнем плане мы видим мир и существ в нём с более свободной позиции. Личностное восприятие, обычно ограниченное привязанностью и отвращением, ожиданиями и опасениями и т.д., смягчается пониманием обусловленности всех явлений, переживанием истинной природы вещей - а это, в свою очередь, ведёт к возникновению мудрости.

Мудрость.  Здесь происходит окончательное различение природы всех явлений, и мы понимаем, что субъект, объект и действие являются частями единого целого.


В общем и целом, путь к познанию природы ума (Просветлению) состоит из создания двух накоплений – позитивных впечатлений и мудрости. Количество позитивного опыта обеспечивает качество окончательного проникновения в природу вещей. Первые четыре освобождающих действия создают бесконечное множество позитивных впечатлений в уме. Из позитивных впечатлений возникает всё больше мудрости. Медитация создаёт дальнейшие позитивные впечатления и является особой предпосылкой для развития мудрости. Таким образом, постижение мудрости есть результат пяти первых освобождающих действий. Однако окончательная мудрость – это спонтанное проявление ума, свободного от всех ограничений и полностью осознавшего все свои необусловленные качества – бесстрашие, радость и активную любовь.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Медитация – практические упражнения  
Что такое буддийская медитация?  
Любовь, сочувствие и мудрость  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную