|
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Понятием «форма» обозначается все, что можно воспринять органами чувств. Различают первопричинную форму – четыре элемента (земля, вода, огонь, ветер), и обусловленную форму – пять функций органов чувств и соответствующие им объекты восприятия (видимые формы, звуки, запахи, вкусы и тактильные объекты), а также ментальное сознание (смотри скопление сознания). Объекты восприятия делятся на восемь видов образов, двенадцать видов цвета, восемь видов звучания, четыре вида запахов, шесть видов вкусов и одиннадцать видов телесных ощущений. Еще к этому добавляется пять различных форм ментального сознания, например, все типы воображаемых форм. 2. Скопление чувства Если рассматривать в целом, то характерным признаком чувств является опыт или переживание. Различают три вида чувств: приятные, неприятные и нейтральные. Они соотносятся с телом или умом. Духовные чувства, например возникающие во время медитации, можно подразделить на бесконечно большое количество разновидностей. Бесстрашие, радость и сочувствие считаются абсолютными чувствами, поскольку они соответствуют природе ума. Все остальные чувства относительны, потому что возникают из условий. Скопление чувства одновременно является одной из разновидностей ментальных факторов (смотри скопление ментальных факторов). 3. Скопление различения Этой скандхе придается особое значение, поскольку различение очень важно для развития мировоззрения и взгляда. При этом существует различение без названий – например, когда название неизвестно, или различение, подобное восприятию мира младенцем. Различение с названиями помогает определять что-то как плохое или хорошее или называть вещи по-разному. Люди могут воспринимать непосредственно только мир животных, в то время как существа других сфер, например сфер с формами и без форм, могут воспринимать людей. Различение также относится к ментальным факторам. 4. Скопление ментальных факторов Ментальные факторы окрашивают сознание. Они состоят из шести различных групп ментальных событий. В Тхераваде перечисляются в общей сложности 47 факторов, в Великом Пути 51 фактор, которые в свою очередь подразделяются далее. Ментальными факторами называют все положительные, отрицательные и переменчивые состояния ума. Существует пять «вездесущих факторов», которые сопровождают любой ментальный опыт, к ним относятся намерение или контакт. Пять «однозначных факторов», которые направляют ум на определенные объекты – это стремление, уважение, внимательность и т.д. Одиннадцать «положительных факторов», как например, доверие, стыдливость или почтение. Шесть основных мешающих помех, такие, как неведение, алчность и ненависть. Двадцать второстепенных помех – враждебность, злопамятность или неприязнь и т.п. Четыре «переменчивых фактора», которые могут быть как положительными, так и отрицательными, как например, сон или сожаление. Существуют также такие ментальные факторы, как рождение, жизненная сила, понятия или слова, которые не являются однозначно ни ментальными, ни материальными. 5. Скопление сознания Здесь различают абстрактные аспекты сознания и те, что свободны от мыслей. При этом сознание – то, что воспринимает объекты, – является ясным и способным узнавать вещи. В Тхераваде, также частично в Великом Пути, сознание подразделяют на шесть аспектов: пять видов сознаний органов чувств и ментальное сознание. В других школах Великой Колесницы, в так называемой школе «Только Ум», а также в школе «Шентонг-Мадхъямака» выделяют восемь аспектов – пять видов сознаний органов чувств, ментальное сознание, омраченное сознание и сознание основы всего. Когда видишь скопления – эту многогранность различных составляющих человеческой личности, растворяется жесткое представление о реально существующем единстве личности. Объяснения о пяти скоплениях работают против иллюзии, что ум является неделимым целым, поскольку есть четыре нематериальных и всего одно материальное скопление (формы). Когда растворяется эта иллюзия, достигается освобождение от всех страданий и круговорота существования. |
В Алмазном Пути сущность пяти скоплений воплощается в мужских Буддах пяти семейств. Скопление формы по своей чистой сути является Буддой Акшобья, скопление чувства – это Будда Ратнасамбхава, скопление различения – Будда Амитаба, скопление ментальных факторов – Будда Амогхасидхи, скопление сознания в чистой сути – Будда Вайрочана. Кроме того, каждый раз при отождествлении с одним из этих аспектов Будд устраняется привязанность к пяти скоплениям и, таким образом, действует противоядие от всех помех в уме. |
|||||||
Материал: | ||
Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)
Скачать другие темы |
||
Связанные темы: | ||
Колесо Сансары
Природа Будды Три вида страдания Тематический план |
||
© 2003 Buddhistischer Verlag | Контакты | Webmaster | на главную |