Краткое содержание: В буддизме карма – это не судьба, а основа для личной свободы и ответственности по отношению ко всем существам.

 
"Одни дети рождаются в здоровом мире, а другие – в мире, полном проблем. Почему так происходит?"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




 
   Возникновение кармы
   Четыре условия для созревания
       кармы

   Удаление кармы при помощи
       медитации



   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


Понятие «карма» в буддизме четко отделяется от понятия «судьба». Согласно учению Будды, за то, как мы проживаем свою жизнь, не отвечает ни бог-создатель, ни внешние причины. В отличие от индуиста, который чувствует себя полностью подвластным карме, буддист видит в законе причины и следствия основание для личной свободы и ответственности по отношению ко всем другим существам.
 
 
 
"Что общего между посевной у крестьян и нашими поступками, словами и мыслями?"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




По словам Будды, опыт мира возникает из ума. Пока человек не видит природы ума, он не осознает, что положительные слова, пожелания и действия порождают аналогичные впечатления в собственном потоке сознания. Вместо этого он воспринимает себя отделенным от окружающего мира, полагая, что все происходящее предопределяется чем-то внешним. По причине этого заблуждения люди цепляются за приятные переживания, а от неприятного хотят держаться подальше. И основой страданий в нашем мире является не абсолютное зло, а незнание природы собственного ума – в действительности все подчиняется закону причины и следствия (кармы).


Будда объяснял, что полезные, вредные и нейтральные привычки ума приводят к тому, что человек сначала говорит, а потом и делает соответствующие характеру своего мышления вещи. Логично, что в нашем собственном потоке сознания так же, как и в окружающем нас мире, положительные причины никогда не смогут повлечь за собой отрицательные следствия, и наоборот. Простой пример с семенем и плодом показывает, с одной стороны, что плод развивается только на основании заложенной в семени потенциальной информации и, с другой стороны, что семя исчезает с появлением плода.
   
 

Для полного созревания кармического впечатления должны сойтись определенные обстоятельства. Во-первых, нужно ясно понимать ситуацию и ее условия. Во-вторых, нужно хотеть активно воздействовать на ситуацию. В-третьих, нужно сделать это самому, либо устроить все так, чтобы это сделали другие. И наконец, удовлетворение от достигнутого результата завершает формирование характерного кармического впечатления, которое откладывается в сознание-хранилище. Кармическим результатом убийства, например, будет опыт похожего на ад состояния, если мотивом послужила ненависть. То же действие, совершенное из жадности, как например убийство с целью ограбления, ведет к переживанию неудовлетворенности, а убийство по глупости может закончиться перерождением в виде животного. Поток сознания течет от рождения к рождению, в то время как в каждой жизненной ситуации перевариваются и освобождаются старые впечатления, на которые человек тем или иным образом реагирует, закладывая в хранилище памяти семена будущего. Так возникают «порочные круги» стимулов и соответствующих реакций, из которых очень трудно выбраться. Но поскольку на основании определенных условий можно также развить и абсолютные по своей природе состояния ума, этому круговращению можно положить конец. (см. «Колесо сансары»)


Исходя из этой возможности освобождения, Будда никогда не давал учение о причине и следствии – карме – в виде догмы или морали: «Ты ни в коем случае не имеешь права….» или «Ты всегда должен…». К примеру, можно совершить убийство ради спасения жизни многих людей. В этом случае действие хотя и имеет отрицательные последствия, но они переживаются в более мягкой форме, поскольку мотивацией было сочувствие, а о самом поступке сожалели уже при его совершении. Понимание закона причины и следствия и осознанное применение помогает приносить пользу своей мудростью и спонтанной активностью всем, кто находится в круговороте существования.
        
 
Удалять семена ограничивающего и приносящего страдания опыта, прежде чем они раскроются и породят соответствующие переживания, буддистам помогает медитация. Кроме того, в результате такой практики появляется также достаточно сил для устранения зарождающихся мешающих эмоций.
       
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Колесо сансары  
Четыре Благородные Истины  
Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения  
Положительные и отрицательные действия  
Перерождение  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную