|

|
 |
Для полного созревания кармического впечатления должны сойтись определенные обстоятельства. Во-первых, нужно ясно понимать ситуацию и ее условия. Во-вторых, нужно хотеть активно воздействовать на ситуацию. В-третьих, нужно сделать это самому, либо устроить все так, чтобы это сделали другие. И наконец, удовлетворение от достигнутого результата завершает формирование характерного кармического впечатления, которое откладывается в сознание-хранилище. Кармическим результатом убийства, например, будет опыт похожего на ад состояния, если мотивом послужила ненависть. То же действие, совершенное из жадности, как например убийство с целью ограбления, ведет к переживанию неудовлетворенности, а убийство по глупости может закончиться перерождением в виде животного. Поток сознания течет от рождения к рождению, в то время как в каждой жизненной ситуации перевариваются и освобождаются старые впечатления, на которые человек тем или иным образом реагирует, закладывая в хранилище памяти семена будущего. Так возникают «порочные круги» стимулов и соответствующих реакций, из которых очень трудно выбраться. Но поскольку на основании определенных условий можно также развить и абсолютные по своей природе состояния ума, этому круговращению можно положить конец. (см. «Колесо сансары»)
Исходя из этой возможности освобождения, Будда никогда не давал учение о причине и следствии – карме – в виде догмы или морали: «Ты ни в коем случае не имеешь права….» или «Ты всегда должен…». К примеру, можно совершить убийство ради спасения жизни многих людей. В этом случае действие хотя и имеет отрицательные последствия, но они переживаются в более мягкой форме, поскольку мотивацией было сочувствие, а о самом поступке сожалели уже при его совершении. Понимание закона причины и следствия и осознанное применение помогает приносить пользу своей мудростью и спонтанной активностью всем, кто находится в круговороте существования.
|