Краткое содержание: Положение, которое занимают женщины в буддизме, с одной стороны является отражением культурных особенностей общества; с другой стороны, оно различно в зависимости от разных уровней поучений. Несмотря на то, что монахам во всех традициях буддизма следует избегать общения с женщинами, в учении Великой колесницы женщины считаются источником высшей мудрости, а в Алмазной колеснице их связывают с основным постижением и пустотой.

   Значение женщины
      в ранних буддийских школах

   Значение женщины
      в Великой колеснице

   Значение женщины
      в Алмазной колеснице



   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план

 
  Положение женщины в буддизме всегда было отражением определённых особенностей эпохи и общественного строя. На разных уровнях поучений также можно обнаружить значительные различия.
 
В ранних буддийских школах Тхеравады все женское было выражением сансары: мира страданий и непреодолимых желаний, постоянно ведущего к новым перерождениям. Этот мир нужно было преодолевать. Была надежда помочь монахам (как правило, покинувшим своих жен и семьи) в сохранении их обетов, путем разжигания в них страха перед силой и притягательностью женщин. Комментарии ранней литературы Тхеравады (с 180 г. до н.э. по 200 г. н.э.) создают впечатление, будто автор-женоненавистник вложил в уста Будды свои взгляды: «Если ты преклоняешься перед женщинами, которые являются основой всякого зла, зло преумножается». Такие высказывания возникли либо по причине незнания палийских источников, либо из-за намеренного искажения текстов.
   
 

В литературе Великой колесницы содержится уже значительно более позитивный взгляд (Сутра Лотоса 100-200 г. н.э. и Праджняпарамита-Сутра с 100 г. до н.э.). Здесь женское рассматривается как совершенство мудрости. Упоминаются великие женщины-Бодхисаттвы (Бодхисаттвы - это люди, стремящиеся достичь Просветления для блага всех существ), но, несмотря на это, приводится утверждение, что для достижения Просветления, необходимо иметь мужское тело. Это можно считать издержками того времени, когда перерождение в женском теле считалось худшей кармой, а женщины подвергались сильным ограничениям в семье и обществе.

Женские Будда-аспекты стали известны в Великой колеснице в конце 4 века, и это радикально отделило её от традиции Тхеравады, принимавшей только отцовский аспект Будды.
   
 
В буддизме Алмазной колесницы женское начало связывается с мудростью, с всепроникающим знанием и пустотой, а мужское – с искусными средствами, методами и активностью. В Алмазной колеснице известны различные женские Будда-аспекты. Но, хотя в Тибете было много женщин-практикующих, достигших полного постижения, не следует забывать, что в Тибете перерождение в женском теле по-прежнему считалось худшим по сравнению с мужским воплощением. Определяющей здесь – как и во всей Азии – была иерархично-патриархальная система: институционализированная религия Тибета находилась в руках мужчин.

Абсолютно по-другому выглядит ситуация в западной культурной среде. В последние 25-30 лет с развитием и распространением в нашей культуре буддизма Алмазной колесницы, женщины так же активно, как и мужчины, участвуют в развитии буддийских центров, используют медитативные практики и дают поучения. Разумеется, что буддизм, не ценящий женщину, не был бы принят на Западе.

В конечном счете, когда полностью реализовано понимание пустоты, иллюзия принадлежности к определенному полу не играет больше никакой роли. Буддийское учение и путь не являются ни женским, ни мужским.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Три колесницы  
История распространения буддизма  
Карма – причина и следствие  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную