Краткое содержание: Буддийская теория познания исследует отношения между воспринимаемым объектом и воспринимающим субъектом, поскольку переживающий и переживаемое всегда зависимы друг от друга. Буддизм объясняет, как можно устранить неправильное восприятие.

   Отличительные черты материального мира
   Отличительные черты ума
   Ум как основа для материи


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока)


  Скачать другие темы   

  Тематический план
 


У нас есть очень сильная привычка цепляться за обусловленный мир. Поэтому необходимо прояснить, какие характеристики присущи материальному миру и уму. Только так можно понять, как взаимосвязаны ум и материя, и что ум не вещь. Сначала идет изучение, основанное на логике, результаты которого буддисты делают своим опытом в медитации.
 
Вещи по своим характеристикам являются неодушевленными и материальными. Уму присущи признаки сознательности и ясности. Ум может знать, переживать и узнавать, не смешивая отдельные моменты переживаемого. У него нет ни цвета, ни веса, ни размеров, ничего материального. На общепринятом уровне требуется ясно различать одушевленный и неодушевленный мир. К одушевленному миру относятся все живые существа, как например, люди и животные. К неодушевленному миру принадлежат растения и камни, у которых нет собственного сознания, они не могут переживать. Хотя растения реагируют на физические, химические или магнитные раздражители, они не осознают эти переживания. Иначе, собирая букет цветов, мы убивали бы множество живых существ, но это не так.

Согласно объяснениям Будды о взаимозависимом возникновении, всегда есть прямые причины, ведущие к соответствующим результатам. Кроме того косвенно участвуют влияющие или сопутствующие условия. Во внешнем мире, например, из семени появляется росток. Сопутствующими условиями в процессе роста будет пять элементов: земля, вода, огонь или тепло, воздух и пространство. Так и с нами – прямыми причинами являются отдельные моменты сознания в нашем уме. Они образуют непрерывную цепочку моментов за моментами (поток ума), которые заполняют весь день, всю жизнь, промежуточное состояние (между смертью и перерождением), а также все следующие жизни. Сопутствующими условиями являются элементы, из которых состоит наше тело. Твердое в теле – это элемент земли, жидкости относятся к элементу воды, тепло – элемент огня, дыхание – элемент ветра, а полости органов – элемент пространства.
   
 

Сознание пронизывает тело, при этом имя и форма (см. также тему «Пять скоплений»), или ум и тело, встречаются. Если мы исследуем только материальный аспект человека, то находимся в сфере сопутствующих условий. Рассматривается ли унаследованный от родителей набор хромосом, с которым соединяется ум при зачатии, или мозг как инструмент ума – во всех этих случаях речь идет об условиях нашего существования. Несмотря на то, что они действительно очень важны, нельзя путать их с потоком сознательного и ясного переживания – нашим умом.


Но это разделение на одушевленный и неодушевленный мир, ум и тело, применимо только на обыденном уровне, до тех пор, пока не познана природа ума и, соответственно, природа вещей. Будда учит, что не существует какого-либо объективного, то есть независимо существующего мира, так как никто бы о нем не знал. О каком-либо объекте можно говорить только по отношению к какому-либо субъекту. Все, что переживается, всегда зависимо от переживающего, воспринимающего ума.
        
 
Характеристики материи и ума противоположны друг другу. По этой причине они не могут образовать причинно-следственные отношения, поскольку причина и следствие должны быть одного и того же типа. Из семени риса может появиться только рис, а не ячмень. Из этого следует, что все должно быть либо материей, либо умом, чтобы могла быть какая-то взаимосвязь. Если бы все было материей (во что верят материалисты), признаки ума, прежде всего такие, как переживание и познание не существовали бы. Но поскольку мы можем воспринимать вещи, существует только второй вариант – ум является основой всего.


По привычке мы полагаем, что материя отлична от ума. В действительности материя является лишь проекцией нашего ума. То, что могло бы существовать независимо, по нашему мнения, является свободной игрой нашего ума. Например, на данный момент мы считаем действительной иллюзию дня, а ночью придаем такую же действительность нашим снам. Впечатления в уме меняются непрерывно. Поскольку они меняются – они не могут существовать независимо. Ум как основа нашего мира в противоположность этому является непреходящим, воспринимающий находится за картинками, не является вещью, поэтому он не может исчезнуть или как-то пострадать. Можно быть абсолютно бесстрашным, так как природа ума подобна пространству.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Буддийская теория познания    
5 Скоплений (Скандх)   
12 звеньев взаимозависимого происхождения   
Срединный пут   


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную