|
 |
Вещи по своим характеристикам являются неодушевленными и материальными. Уму присущи признаки сознательности и ясности. Ум может знать, переживать и узнавать, не смешивая отдельные моменты переживаемого. У него нет ни цвета, ни веса, ни размеров, ничего материального. На общепринятом уровне требуется ясно различать одушевленный и неодушевленный мир. К одушевленному миру относятся все живые существа, как например, люди и животные. К неодушевленному миру принадлежат растения и камни, у которых нет собственного сознания, они не могут переживать. Хотя растения реагируют на физические, химические или магнитные раздражители, они не осознают эти переживания. Иначе, собирая букет цветов, мы убивали бы множество живых существ, но это не так.
Согласно объяснениям Будды о взаимозависимом возникновении, всегда есть прямые причины, ведущие к соответствующим результатам. Кроме того косвенно участвуют влияющие или сопутствующие условия. Во внешнем мире, например, из семени появляется росток. Сопутствующими условиями в процессе роста будет пять элементов: земля, вода, огонь или тепло, воздух и пространство. Так и с нами – прямыми причинами являются отдельные моменты сознания в нашем уме. Они образуют непрерывную цепочку моментов за моментами (поток ума), которые заполняют весь день, всю жизнь, промежуточное состояние (между смертью и перерождением), а также все следующие жизни. Сопутствующими условиями являются элементы, из которых состоит наше тело. Твердое в теле – это элемент земли, жидкости относятся к элементу воды, тепло – элемент огня, дыхание – элемент ветра, а полости органов – элемент пространства.
|
 |