Краткое содержание: Буддийские медитации – это практические упражнения, их цель - познание ума. Результатом медитации является успокоение ума, а также непосредственное понимание его природы.

 
   Поучения об уме
   Успокоение ума и проникающее
       видение

   Медитация в Великой колеснице
   Медитация в Алмазной колеснице


   Скачать этот текст в формате PDF
      (вместе с материалами урока
)

  Выбрать и скачать другие темы   

  Тематический план
 

  Важной частью широкого спектра поучений об уме, которые давал Будда в течение 45 лет, были объяснения особо эффективных методов медитации. В буддизме медитация никогда не рассматривалась как отдельная техника, она часть поучений об основе, пути и цели. Основой медитации являются позитивные действия, развитие сочувствия и мудрости, а также развитие в себе освобождающего взгляда. Особая поза во время медитации способствует глубокой концентрации. Окончательная цель буддийских медитаций – постижение природы ума.
 
 
 
"Будда безграничного света"
- из материалов урока
(в разделе «Скачать» файл PDF)



Поучения об уме иногда называют тайными. Это может показаться удивительным, ведь для человека нет ничего более близкого, чем его собственный ум. Но тайными поучения называют не потому, что их скрывают за семью печатями, а потому, что ум можно назвать тайным самим по себе. Прежде всего, потому, что ум – это не вещь. У него нет ни цвета, ни формы, ни размеров, ни вкуса. Но несмотря на то, что его нельзя найти, он является основой всего переживаемого. Непросветленный ум смотрит через наши глаза и слушает через наши уши, он воспринимает и понимает, осознает весь опыт, при этом не видит самого себя. Медитация действует таким образом, что приводит ум в состояние, когда он способен узнать себя. Иногда проводят аналогию с глазом, который видит мир, но способен увидеть себя , когда мы смотрим в зеркало.
   
 

 
"Поза в медитации"
- из материалов урока
(в разделе «Скачать» файл PDF)



 
Все медитации работают на двух уровнях: уровне успокоения ума и уровне постижения природы ума.


Медитация успокоения ума направляет ум на один объект, чтобы он пришел в состояние покоя (тиб.: шине, санскр.: шаматха). Сознание направлено либо на какой-то предмет (например, на камень или форму Будды), либо сфокусировано на бесформенном объекте, например, на дыхании. Таким образом, человек намеренно пребывает в состоянии «здесь и сейчас». Мысли могут возникать, но медитирующий за ними не следует. Если же мысли уносят в прошлое или будущее, медитирующий ненапряженно возвращает себя обратно к предмету медитации. Благодаря такому упражнению ум успокаивается. Он становится подобным невозмутимой глади океана, которая ясно отражает все явления. С этим связано переживание ясности и радости. Результат практики проявляется в виде возрастающего психологического избытка, а также в лучшей способности отпускать возникающие в уме мешающие чувства (гнев, ревность, жадность и т.п.)


На основе шине/шамадхи появляется медитация проникающего видения (тиб.: лхагтонг, санскр.: випассана). Она нацелена на постижение природы ума. Когда ум отвлечен, он не способен взглянуть на самого себя. Он, как глаз, видит только то, что переживается, не видя себя (это состояние называется неведение). В состоянии же покоя – неотвлеченности – появляется возможность видеть ум, то есть узнать «переживающего». Мы осознаем, как мысли и чувства в пространстве ума возникают, играют и исчезают, будто волны в море, при этом не являясь чем-то отдельным. На уровне проникающего видения ум показывает свою вневременную суть, не ограниченную двойственными концепциями. Мысли, чувства и впечатления органов чувств переживаются как свободная игра ума.
        
 
 
 
"Любящие глаза"
- из материалов урока
(в разделе «Скачать» файл PDF)



Медитация на любовь и сочувствие в Великой колеснице

Важной медитацией Великой колесницы (Махаяны) является медитация «Давать и брать», называемая по-тибетски «тонглен». В ней сначала развивается сильное желание освободить от любых страданий своих близких, а затем и всех без исключения существ. При каждом вдохе все проблемы существ мы вбираем в себя в виде воздуха черного цвета и при выдохе в форме ясного света посылаем им все возможное счастье и радость. В конце медитации представляем, что существа счастливы и свободны от всяких ограничений. Затем мы некоторое время покоимся в открытом пространстве своего ума. Эта медитация оставляет сильные впечатления, развивает любовь и сочувствие и углубляет понимание, что страдание в окончательном смысле не реально (мудрость). Здесь первая фаза этой медитации – это сосредоточение на одном объекте (шине), а завершающая фаза – фаза глубокого постижения природы ума (лхактонг).


       
 

 
"Алмазный ум"
- aus dem Unterrichtsmaterial
(im Download-PDF enthalten)




 
Медитация на формы Будд в Алмазной Колеснице.

Фазы успокоения ума и проникающего видения (шине/лхактонг) являются составляющей медитаций и методов Алмазной колесницы (Ваджраяны). Как особое средство здесь добавляется метод представления в уме форм Будд. Медитация имеет две фазы: фазу построения и фазу растворения.

Когда Будда достиг постижения, он показал абсолютные качества ума в виде форм из энергии и света, а на уровне вибрации он дал так называемые мантры, выражающие необусловленные качества ума, такие как непоколебимость, радость, мудрость и любовь, являющиеся нашей вневременной сутью.

Во время фазы построения медитирующий настраивается на форму Будды (визуализация), эту прозрачную форму он представляет перед собой в пространстве, либо над головой. Каждая деталь имеет неличностное значение и указывает на необусловленные качества ума. Когда медитирующий сосредоточен внутреннем образе (шине), ум успокаивается.

Постоянно происходит то, что можно было бы назвать «пробуждением». Сосредоточение на форме Будды и его вибрации (мантре) пробуждает в уме именно те качества, которые «воплощены» в этих формах Будд энергии и света. То, что изначально было нашей вневременной сутью, пробуждается и распознается с помощью сосредоточения на внешней форме.

В конце медитации форма Будды растворяется в свете (фаза растворения). Также как вода сливается с водой, истина внутри и снаружи становятся неразделенной. Медитирующий покоится в состоянии, выходящем за пределы любых представлений. Сознание покоится само в себе, ни от чего не зависит, и постепенно все больше распознает свою истинную природу (лхактонг). Если накоплено достаточно хороших впечатлений, и ум в большой степени свободен от омрачений, то в фазе растворения становится возможным спонтанное глубокое видение природы ума. Пережив такой опыт, мастера описывают ум открытым, подобно пространству, сияющее ясным и безграничным, а также спонтанно выражающим непоколебимость, радость и любовь, проявляющуюся для блага всех.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Три колесницы  
Что такое буддизм?  
Что такое буддийская медитация?  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную