Краткое содержание: В течение последних 2500 лет буддизм из Индии и распространился на территории многих стран Азии. В самой Индии, однако, он был уничтожен мусульманскими захватчиками около XI века, как позднее, в Тибете XX в. – китайцами. Примечательно, что, начиная с 1960-х годов, буддизм находит особенный отклик у западных людей.

 
   Северная Индия
   Юго-Восточная и Северо-Восточная
      Азия

   Разрушение индийского буддизма
       мусульманами

   Дальнейшее распространение
       буддизма

   Буддизм на Западе


   Скачать этот текст в PDF
      (вместе с материалами урока
)

  Выбрать и скачать другие темы   

  Тематический план
 

  Исторический Будда Шакьямуни, живший немногим более 2500 лет назад, не оставил после себя непосредственных письменных источников. Ученики сохранили его поучения в своей памяти и записали их после его смерти. По этой причине буддийская историография опирается не только на тексты, но и на устную передачу.
 
 
 
"Индия"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)



После просветления Будда в течение 45 лет давал поучения, путешествуя по Северной Индии. В первые годы он учил преимущественно основам Тхеравады, которая ставит своей целью освобождение от личного страдания. На фундаменте Тхеравады строится учение Великой колесницы, ключевыми понятиями которого являются мудрость и сочувствие. Наконец, Будда также дал поучения Алмазной колесницы, направленной непосредственно на познание природы Будды.

Буддизм Тхеравады в последующие столетия распространился в Индии, а затем и за её пределами: в Иране и Центральной Азии. В I в.н.э. поучения Великой колесницы снова пришли в Северную Индию, где, с V по VIII в.н.э., пережили свой расцвет. Примерно в то же время буддийское учение, в форме Алмазной колесницы, стало известно в Тибете.
   
 

 
"Шри-Ланка"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




 
В ХI-XII вв.н.э. буддизм Тхеравады («южный буддизм») закрепился в странах Юго-Восточной Азии, а именно – в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме, частично во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Индонезии и на Бали. К северу и востоку от Индии – в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее, Тибете, а с XV-XVI вв. также в Монголии - распространились Великая и Алмазная колесницы («северный буддизм»).
        
 
 
 
"Тайланд"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)




Однако именно в это время в стране своего происхождения буддизм был утрачен. На рубеже тысячелетий исламские агрессоры начали постепенно подчинять себе северо-западные районы Индии. В Кашмире буддизм был окончательно уничтожен к 1100 г.н.э. Учителя и практикующие бежали на восток, на равнины Центральной Индии, а затем через горы в Тибет. Уже 100 лет спустя завоеватели покорили всю Индию. В период угасания индийского буддизма учителя стремились в первую очередь полностью перенести учение в те страны, которые вновь открылись ему. Поэтому, несмотря на зверства мусульманских захватчиков, ничто не было потеряно. Сожжённые книги давно уже были переведены на множество языков и курсировали по просторам Азии. Буддизм определял характер культуры тех стран, которые его приняли на столетия вплоть до наших дней (исключение составляет Индонезия, которая в XIV-XV вв. также попала в руки мусульман). Таким образом, теперь буддизм объединяет в себе чрезвычайно богатую 2500-летнюю духовную жизнь культур древней Индии, Японии, Тибета, Китая, Шри-Ланки, Таиланда и Монголии.
       
 

 
"Япония"
- из материалов урока
(содержится в PDF-файле)



 
Буддизм никогда не распространялся путём миссионерства, а естественным образом рос там, где люди открывались ему. Рождение Будды совпало с чрезвычайно плодородным духовным периодом индийской культуры, когда ставились под вопрос традиционные ценности и происходил поиск новых путей. После смерти Будды ученики распространили его учение. Индийский монастырь-университет Наланда на целые столетия стал духовным центром нового движения. Путешествующие торговцы принесли буддизм в другие страны, куда затем приглашали учёных из Индии. Иногда учение поддерживали правители, как, например, царь Ашока в Индии, Трисонг Децен в Тибете, а также китайский император. Ещё одним важным фактором для географического распространения буддизма стала кодификация буддийских текстов. Благодаря этому они смогли стать основой буддийской философии и получить широкое распространение.
       
 
 
 
"Центр в Шварценберге"
- и зматериалов урока
(содержится в PDF-файле)




В XIX в. начался новый этап в истории буддизма после изгнания лам из Тибета: уже в 19-м, а тем более – в ХХ-м веке британские, русские, немецкие и французские учёные всё чаще интересовались буддийскими текстами. Начав с чисто академического интереса, европейцы, в конце концов, открыли для себя буддизм. Возникли первые буддийские общины в Европе.

В 60-е гг. в западном обществе произошел духовный прорыв. А буддийское учение, благодаря своей глубине, могло дать ответы на многие вопросы.

В Азии, напротив, буддийское учение повсеместно приходит в упадок. Культура Тибета была полностью разрушена в ходе китайского вторжения 1950-60-х годов. Очевидно, что на Западе наблюдается наибольшая открытость буддизму. Более того, появляются европейцы, несущие буддизм назад в Азию.
     
 

Материал:
    Скачать этот текст в PDF (вместе с материалами урока)  
Скачать другие темы  
     
    Связанные темы:
    Жизнь Будды  
Буддизм и общество  
Три колесницы  


Тематический план  
     
  © 2003 Buddhistischer Verlag   |   Контакты   |   Webmaster   |   на главную